История с систематическими возгораниями «Лазурных» в Петербурге вышла на новый уровень. Власти города сняли с маршрутов 137 автобусов Минского автомобильного завода в силу того, что те могут представлять серьезную опасность для граждан.  Автобусы «Лазурные» поступили в Питер в прошлом году, в рамках городской транспортной реформы. Смольный обязал закупать эти машины в лизинг компании-перевозчики. И всего

История с систематическими возгораниями «Лазурных» в Петербурге вышла на новый уровень. Власти города сняли с маршрутов 137 автобусов Минского автомобильного завода в силу того, что те могут представлять серьезную опасность для граждан. 

Автобусы «Лазурные» поступили в Питер в прошлом году, в рамках городской транспортной реформы. Смольный обязал закупать эти машины в лизинг компании-перевозчики. И всего по данным из открытых источников было приобретено 5 000 таких машин. С прошлого года в самом буквальном смысле сгорело на работе уже 13 «Лазурных». До последнего времени власти Петербурга старательно отказывались видеть проблему частых возгораний данного вида транспорта. 

Однако, сейчас в социальных медиа прошла информация о том, что чиновники теперь изменили точку зрения и город не будет принимать машины на баланс, пока «завод не исправит недочеты в конструкции». 

Стоит отметить, что еще 31 июля 2023 года председатель Комитета транспорта Валентин Енокаев в одном из интервью заявлял следующее:

«Любой подвижной состав сталкивается с этим, это сложная и постоянно используемая техника. Специфика лазурных в том, что они все низкопольные. И в них, в отличие от тех же ПАЗов, теснее компоновка всех внутренностей. Но если составить пропорцию — сколько автобусов теоретически могут столкнуться с такой проблемой, и сколько из них загорается — то частота не изменилась».

И подчеркивал, что это просто повышенное общественное внимание к новому транспорту делает проблему настолько острой. 

С другой стороны, нужно сказать, что реакция отдельных чиновников Смольного на систематические возгорания «Лазурных» все же имела место быть. В конце июня 2022 года вице-губернатор Кирилл Поялков в своем тг-канале рассказал, что «специалисты МАЗа не исключают вероятность того, что в условиях санкционного давления и нарушения логистических цепочек при поставках комплектов гидропривода могла произойти замена проверенных фланцев на другие, аналогичные по техническим характеристикам, но не имеющие проверенных референций. Осмотр автобусов, проведенный сотрудниками завода в Колпинском парке, подтверждает эту вероятность».   

В переводе с «автобусного» на русский это фактически означает, что автобусы попросту не соответствуют требованиям безопасности. Но несмотря на это, «Лазурные» продолжали ездить и гореть еще год. 

В это публичное обсуждение проблемы включился и губернатор Северной Столицы, Александр Беглов. Правда, как всегда, своеобразно. На встрече с президентом Белоруссии, Александром Лукашенко, глава Петербурга заверил того, что ситуация с возгораниями является «не стоящей внимания».

Сам Лукашенко об этом рассказал так:

«Я ему говорю — что у тебя там какой-то, писали, загорелся автобус. Да нет, ничего не загорелось, просто замыкание какое-то. Говорит, Александр Григорьевич, не стоит даже внимания. Ну у нас журналисты умеют красиво подать».

Как оказалось, дело не в «красивой подаче журналистов», а в том, что автобусы действительно горят и, как внезапно выяснилось теперь, не соответствуют нормам безопасности общественного транспорта.

А еще, как утверждают злые языки, главная проблема в том, что Смольный фактически обманывал людей в течение года, рассказывая про «модернизацию» «Лазурных», про то, что «проблема несущественна» и вообще «это всё журналисты». В итоге единственной возможностью для решения данной проблемы стало массовое снятие «Лазурных» с рейсов.   

Стоит напомнить, что постепенный вывод из эксплуатации Лазурных был обозначен вице-губернатором Кириллом Поляковым еще 14 июля этого года. Тогда речь шла о том, чтобы «приостановить «Пассажиравтотрансом» эксплуатацию партии из порядка 30 автобусов Volgabus, поступивших в 2022 году, до момента исправления всех недочетов. И приостановить приемку 98 автобусов этой же марки до полной проверки соответствия техники всем необходимым требованиям».

В итоге проблема оказалась значительно шире, и вот из эксплуатации изъяли уже 137 машин. Что в свою очередь приведет к печальным последствиям для всей системы общественного транспорта Петербурга. Ну, то есть, опять километровые очереди, сбои в графике движения автобусов и прочие «приятные вещи», которые петербуржцам были явлены во всей красе в начале транспортной реформы.    

В контексте закрытых или частично работающих станций метро, дорожных ограничений наземного транспорта в 15 районах Петербурга и планомерного расширения зон платных парковок, можно сказать, что транспортная реформа в Петербурге достигла каких-то фантастических результатов. Только это какая-то слишком мрачная, а в чем-то даже антиутопическая фантастика.