Болонская система образования — канал для утечки российских умов
Со временем стало очевидно, что важно найти баланс между адаптацией к международным стандартам и сохранением уникальности национальной образовательной системы.

Бывший кандидат на пост Президента России Александра Тищенко высказывает мнение о том, что принятие европейских стандартов в образовании стало серьезной ошибкой в истории страны. Она утверждает, что это привело к длительному отставанию в развитии. Важным фактором он называет внедрение принципов Болонской системы образования. Информация об этом появилась в интернет-издании versia.ru.

В условиях текущего международного политического раздора между Россией и странами Запада вопросы самоопределения и сохранения национальной идентичности становятся особенно актуальными. Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 году, что символизировало стремление к интеграции в европейское образовательное и культурное пространство. Тем не менее, в последние годы, а особенно в настоящее время, это решение вызывает множество вопросов и критики.

Президент Владимир Путин поднял важные проблемы образования в своем годовом послании Федеральному Собранию 29 февраля. Он предложил разнообразные меры для укрепления социальной базы, развития семьи и общества. Но почему Президент не принимает решение об отмене ЕГЭ для детей? Дети страдают, но мы ничего не меняем. Принятие Болонской декларации было частью стремления России подтвердить свою принадлежность к европейской культуре, которая сейчас нам чужда.

Россия активно поддерживает обмен научными и культурными достижениями, что отражает ее готовность к сотрудничеству. Реформирование высшего образования в стране включает в себя внедрение многоуровневой системы, разработку новых стандартов и расширение дистанционного образования. Основная цель этих инициатив заключается в повышении международной конкурентоспособности общества России.

Внедрение многоуровневой системы образования, начиная с введения бакалавриата и магистратуры, а затем разделения научных степеней на PhD, оказывает всестороннее воздействие на образовательную среду.

Российские студенты и ученые активно взаимодействуют с международным научным сообществом, что приводит к интеграции их в мировую образовательную систему. Уникальность российской системы образования и науки с каждым днем теряется, и это является негативным результатом данного процесса.

Более трехсот учебных заведений России, согласно информации Министерства образования и науки, участвуют в академических обменных программах в рамках Болонского процесса. Это способствует повышению мобильности студентов и признанию их квалификаций за рубежом.

Внедрение новых технологий в систему образования и расширение дистанционного обучения были предприняты для обеспечения большего доступа к образованию. Это имеет особое значение для удаленных и малонаселенных районов страны. Однако возникли сомнения относительно эффективности дистанционного обучения и его способности обеспечить высокое качество образования на уровне традиционных методов. Многие эксперты отмечают, что реформы, направленные на унификацию учебных планов и внедрение Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS), привели к упрощению программ и уменьшению глубины специализации, что в конечном итоге отразилось на качестве образования в различных областях науки.

Вступление в международную систему Болонского процесса вызывает сомнения у многих специалистов и учителей относительно сохранения национальной специфики в образовании. Хотя интеграция может принести явные плюсы, такие как расширение обмена студентами и учеными за рубежом, увеличение мобильности и узнаваемость квалификаций, существует риск потери уникальности российской системы образования.

Потерянные возможности и проблематика

Серьезные вызовы столкнулись перед Россией, принимающей европейские образовательные стандарты. В процессе интеграции в Болонскую систему исчезла уникальность российской образовательной модели, упущены возможности для развития собственных инновационных подходов к образованию.

Может быть, время отказаться от интеграции вовсе и вернуться к привычной в советские времена модели «ученик-учитель», чтобы более эффективно отвечать национальным приоритетам и стратегическим целям для развития России.

В России произошло значительное отставание в своем развитии из-за несоответствия принимаемых идей образовательному контексту. Болонский процесс оказался существенным, вызывая беспокойство у некоторых специалистов из-за ухудшения уровня фундаментального образования. Реформы, направленные на соответствие западным стандартам, по мнению этих специалистов, вредят базовым научным дисциплинам, когда внедряются практические программы бакалавриата.

В связи с Болонским процессом возросли требования к качеству образования, что вынудило учебные заведения пройти процесс аккредитации и сертификации своих образовательных программ. Это привело к росту бюрократической нагрузки для учебных заведений, но формально способствовало улучшению образовательных стандартов.

Активное участие российских университетов в международном академическом сотрудничестве привело к увеличению числа двойных дипломов и совместных образовательных программ с европейскими университетами.

Внедрение ЕГЭ в систему образования страны с целью гармонизации с международными стандартами сопровождалось внедрением единого государственного экзамена в качестве основного критерия для поступления в высшие учебные заведения. Это привело к увеличению числа студентов, обучающихся за границей, что привнесло дефицит профессиональных кадров на внутреннем рынке труда. Сотрудничество с западными странами не только способствует выходу специалистов на международный уровень и укреплению конкурентоспособности национального образования, но и представляет новые вызовы для отечественной системы образования.

Инструмент, который предназначен для обеспечения равных возможностей абитуриентам вне зависимости от их социального статуса и местоположения, оказался источником многочисленных проблем в образовательной системе. Введение ЕГЭ привело к серьезным изменениям в подготовке учащихся к экзамену, отчего качество образования ухудшилось. Учителя жалуются на то, что большая часть времени уходит на тренировки по типовым заданиям, что не способствует развитию критического мышления и интереса учеников. Кроме того, психологическое давление на школьников стало значительно выше из-за ЕГЭ, вырос уровень стресса и тревожности.

Исследования социологических агентств показали, что стресс перед экзаменами ощущают более 70% старшеклассников. Стремление получить высокие баллы для поступления в университет увеличивает давление на них, это приводит к развитию депрессий и стрессовых состояний. Подростки подвержены психологическому давлению, что может увеличить риск суицидов. Российские психологи и социологи обнаружили, что связь между увеличением суицидов среди школьников и подготовкой к ЕГЭ является значительной.

Введение ЕГЭ в России вызвало ожесточенные дискуссии о его воздействии на уровень образования и результативность. Для некоторых подростков страх провала и беспокойство о будущем стали непреодолимыми. Ученики из бедных семей сталкиваются с ограничениями в доступе к дорогостоящим курсам подготовки к экзаменам, в то время как студенты из обеспеченных семей могут легко себе это позволить. Вместо того, чтобы уменьшить социальное неравенство, ЕГЭ лишь усугубил разрыв в образовательных возможностях из-за неравного доступа к качественной подготовке.

Все больше и больше проблем возникает в сфере образования, что приводит к ухудшению процесса обучения. Ученики подвергаются психологическому давлению, а социальное неравенство сохраняется на протяжении долгого времени. Существует множество препятствий, мешающих объективной оценке знаний, которую обещает обеспечить ЕГЭ. Инциденты с утечкой заданий, обвинения в коррупции и скандалы с продажей правильных ответов через интернет разрушили доверие к системе оценки, что подвергло сомнению ее эффективность. Несмотря на позитивные изменения, включая упрощение поступления в высшие учебные заведения, ситуация в сфере образования остается напряженной и требует срочного вмешательства.

В современном обществе, где конфликты и геополитические противоречия становятся все более обостренными, необходимо радикально пересмотреть систему образования. Год от года количество обращений к кандидатам в президенты и главы государства только растет, что указывает на необходимость изменений. Я участвовала в президентских выборах в 2023 году и внесла в свою программу ключевые моменты по обновлению образования, основанные на моем опыте в родительском комитете профсоюза Москвы. Существующую систему обучения необходимо корректировать, чтобы соответствовать требованиям современности.

В этом году в Москве я организовала анонсированную пресс-конференцию, в которой было подчеркнуто моё неодобрение интеграции России в Болонскую систему образования и внедрение ЕГЭ. Моё мнение таково, что данные образовательные реформы должны стать ключевыми темами для всех кандидатов на пост Президента в 2024 году и обсуждаться в прямом эфире по телевидению.

Изучение основополагающих документов и практического опыта показывает, что принятие европейских стандартов в образовании привело к неожиданным последствиям для российской образовательной системы.

Для разработки стратегии и проведения анализа изменений, необходимых для сохранения национальной идентичности, необходимы незамедлительные действия.