— Я полностью против создания таких курсов. Опыт их реализации в США и Европе показывает, что они совершенно неэффективны. Обычно это сводится к нецелевому расходованию бюджетных средств и имитации активной работы, в то время как реальные проблемы остаются нерешенными. Дети и их родители запугиваются необходимостью посещать занятия с неясными специалистами. Однако борьба с буллингом требует совершенно другого подхода.
Важно понимать, что буллинг или подростковая агрессия — это не только проявления насилия в школе. Эти явления существуют повсеместно и будут актуальны всегда. Если в учебном заведении, особенно среди педагогического состава и руководства, наблюдается низкий уровень благородства и сомнительная морально-нравственная позиция, то невозможно заставить детей вести себя достойно. Часто школы пренебрегают родителями и учениками, внутри учебных заведений нет мероприятий, которые могли бы объединить детей, нет моральных и нравственных идеалов. Ожидать, что курсы по работе с хулиганами решат проблему, наивно, — отметила Машкова-Благих.
В интервью сетевому изданию «Санкт-Петербург Инфоньюс» общественный деятель напомнила, что в советские времена проблемы травли в школах решались совершенно иначе.
— Если говорить про хулиганов, которые занимаются систематическими унижениями, то в Советском Союзе эта история решалась просто. Подобных товарищей выводили в спецшколы открытого типа, в стенах которой с ними работали и правоохранительные органы, и социальные педагоги, и психологи совсем другого уровня. И тогда это прекрасно работало. То есть если вы понимаете, что хулиган терроризирует детей — выводите его из коллектива в общество себе подобных и уже там проводите серьезную работу. Никакого толка от курсов и профилактических бесед не будет, — уверена Машкова-Благих.